Издания

Материалы II научно-практической конференции нестоличных музеев “Золотая осень в Поленово”, 14–15 октября 2024 г.

Материалы конференции, посвященной 180-летию со дня рождения русского художника Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927), раскрывают тему русских усадеб, ее обитателей и традиций, в первую очередь, семейных.

Русская усадьба — особый мир, особые культурная и духовная атмосфера. И, одновременно, она – хранилище русской культуры, не только художественной, но и нравственной, духовной, таких качеств как вера, трудолюбие, долг. Семейные традиции — это знание истории семьи, уважение к предкам, забота о стариках, воспитание детей и мысли об их будущем. Они позволяют включить семью в историю Отечества страницей, достойной памяти и уважения.

В сборнике представлены доклады сотрудников таких музеев как: музей-заповедник В.Д. Поленова, музей-усадьба И.П. Павлова, дом-музей А.П. Чехова в Ялте, музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», ИММК «Бобрики», музей-заповедник «Абрамцево», Богородицкий дворец-музей и парк.

Мир Василия Поленова. Россия. Европа. Восток: в 3 т.

Выход трехтомника в издательстве “Слово” стал одним из ярчайших событий юбилейного поленовского года, в рамках которого пройшли праздничные мероприятия в музее-усадьбе, Тульской области и по всей России, а также в Европе. Благодаря участию семьи и коллектива музея-усадьбы Поленово в трехтомник вошло более 400 иллюстраций, большая часть которых — живопись, графика, эскизы, а также архивные материалы из собрания Государственного мемориального историко-художественного и природного заповедника Василия Дмитриевича Поленова и частных коллекций; многие работы публиковались крайне редко или были недоступны широкой публике.

Автор концепции издания:   Наталья Поленова, правнучка Василия Дмитриевича Поленова, директор Государственного мемориального историко-художественного и природного заповедника Василия Дмитриевича Поленова. Предисловие к каждому тому тоже написано Натальей Поленовой.

Авторы: Том «Россия», Элеонора Пастон, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX в. Государственной Третьяковской галереи.

Том «Европа», Татьяна Моженок-Нинэн, доктор искусствоведения, специалист по русско-французским художественным связям в XIX веке.

Том «Восток», Елена Каштанова, заместитель директора по научной работе Государственного мемориального историко-художественного и природного заповедника Василия Дмитриевича Поленова.

Отец и сын. Поленовы

Данный буклет был подготовлен к выставке  «Отец и сын. Дмитрий и Федор Поленовы: разговор на расстоянии» (2021, кураторы – музейное бюро “Solarsense”), которая была посвящена искусству общения как возможности противостоять постоянно разлучающей судьбе и возможности сохранить семейные связи и понимание, несмотря на обстоятельства и огромные расстояния, разделявшие родных людей.
Это первая публикация личной переписки, документов и фотографий из архива семьи Поленовых.
Выставка стала заключительной частью большого проекта «37/101» и обрела новое воплощение в недавно открывшемся филиале музея – Центре семейной истории в Туле.

Издательство: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д.Поленова
Год издания: 2021
Язык текста: русский
Автор текста и редактор: Юрий Кублановский

 

37/101. Часть вторая. МАЯК ЖИЗНИ

Издательство: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д.Поленова
Год издания: 2019
Язык текста: русский
Автор текста и редактор: Юрий Кублановский
ISBN 978–5‑903877–30‑0

Это издание сопровождает вторую выставку литературно художественного проекта «37/101», который был представлен в “Поленово” с 3 ноября 2018 – 15 мая 2019 года. Вторая часть называется “Маяк жизни. 1937–1945”.
Историческое исследование историков-архивистов во главе с Габриэлем Суперфином позволило продолжить рассказ о поколении людей «поленовского круга», воспитанных и получивших образование до революции. В советское время кто-то из них был уничтожен, расстрелян, кто-то прошел через заключение, ссылки, кто-то скитался, кто-то ушел в эмиграцию, а кто-то пытался сосуществовать с режимом.
Вторая страница проекта посвящена малоизвестным страницам истории усадьбы после ареста первого директора музея Дмитрия Поленова и его жены Анны в 1937 году и охватывает период до конца Второй мировой войны.

37/101. Часть первая. ПРОЛОГ

Этот каталог сопровождает первую выставку в рамках  литературно-художественного проекта «37/101», который  Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник им. В.Д. Поленова представил в год своего 125-летия.
Проект «37/101» – о жизни Поленовых и жителей соседних городов и деревень – Бехово, Страхово, Таруса. Он посвящен поколению людей «поленовского круга» и, конечно, истории семьи. Первая часть выставки – «Пролог», которая  рассказывает о жизни сына художника Дмитрия Поленова, первого директора музея, его трудах и заботах. Представлены архивные документы и фотографии о жизни семьи и музея в период 1918 – 1937 годов. 
Издательство:
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д.Поленова
Год издания: 2018
Язык текста: русский
Автор текста и редактор: Юрий Кублановский
ISBN 978–5‑903877–30‑0

 

Художественные традиции рода Поленовых

Каталог выставки произведений из фондового собрания Музея-заповедника В.Д.Поленова. В альбоме представлены работы В.Д.Поленова, Е.Д.Поленовой, М.А.Поленовой, Н.В.Поленовой-старшей, детей В.Д. и Н.В.Поленовых.

Редактор: Н.Н.Грамолина.
Составители: Е.Е.Каштанова, П.Л.Булыгин.
Дизайн, верстка: “Дизайн-Коллегия”.
Отпечатано в: ОАО ИПО “Лев Толствой”.

Елена Дмитриевна Поленова

К 160-летию со дня рождения замечательной русской художницы Елены Дмитриевны Поленовой (1850–1898).
В экспозиции были представлены лучшие произведения Е.Поленовой: живопись и акварель, иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки орнаментов, предметы декоративно-прикладного искусства.
К открытию выставки был выпущен каталог.

Редактор: Н.Н.Грамолина
Составители: Е.Е.Каштанова, П.Л.Булыгин
Дизайн, верстка: “Дизайн-Коллегия”

Поленово. Путеводитель

За основу взяты текст путеводителя Е.В.Поленовой-Сахаровой (1887–1980) и фрагменты произведений Ф.Д.Поленова (1929–2000), глава “Портретная” написана Л.Л.Поленовым.

Составители: Н.Н.Грамолина, Е.Е.Каштанова
Фото: В.В.Корнюшин, А.Е.Лыженков
Дизайн, верстка: А.Е.Лыженков
Издательство : “Дизайн-Коллегия”
Отпечатано в: ОАО ИПО “Лев Толстой”

Федор Поленов. Хранители родников.

Ф.Д.Поленов (1929–2000) директор Музея-заповедника В.Д.Поленова, писатель, общественный деятель, представитель славного рода Поленовых. В кину Ф.Д.Поленова “Хранители родников” вошли произведения разных лет. Автор пишет о людях знаменитых и неизвестных, о памятных месиах, которые знают все и не знает никто. Он рыцарски верен среднерусской природе, он её летописец, художник и творец. “Хранители родников” – книга, приуроченная к 80-летию автора.

Главный редактор: Н.Н.Грамолина
Составление и литературное редактирование: Долгина Л.Е., Волков П.Ф.
Редакционная коллегия: Каштанова Е.Е., Долгина Л.Е., Ишутина Е.В., Лыженков А.Е.
Дизайн, верстка: Дизайн-Коллегия
Поленово, 2008

Три сестры

Издание было подготовлено к выставке «Три сестры Якунчиковы». Ее героини-художницы сыграли важнейшую роль в истории русской культуры. Старшая, Наталья Васильевна Якунчикова (1858–1931), вышла замуж за художника Василия Поленова. Средняя, Мария (1870–1902), стала известной и в Европе (из-за состояния здоровья она много жила за границей, что оказалось важно для славы). Творчество младшей, Веры Якунчиковой-Вульф (1871–1923), представлено немногочисленными аппликациями. Всего же в Фахверковом сарае поленовского музея-усадьбы показывают более полусотни работ из запасников самого музея, а также из частных коллекций.

Издательство: Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д.Поленова
Год издания: 2012
Язык текста: русский