Кабинет

Устраивая музей, Василий Дмитриевич – очень скромный по характеру человек – отдавал предпочтение работам друзей и произведениям талантливых учеников. Из своих работ он включил в экспозицию только портреты родных и копии с картин великих мастеров.

Но исключением был Кабинет.

Интерьер Кабинета отличается простотой, но той изысканной простотой, которая позволяет говорить о безупречном художественном вкусе. Именно эту комнату Поленов отдал своим живописным работам, постоянно меняя экспозицию. Поэтому Кабинет наиболее полно отражает круг его интересов, этапы его творчества, передает атмосферу, в которой он жил. Турецкий диван и письменный стол с основания дома стояли на тех же местах. Ковер на диване – подарок брата А. Д. Поленова, создавшего в своем имении в Орловской губернии ткацкую ковровую мастерскую.

Интерьер Кабинета в основном сохранен в том виде, как это было при жизни художника. Здесь стоят фисгармония и пианино, возле которого устраивались домашние концерты, и за которым Поленов работал над своими музыкальными сочинениями. Музыка занимала огромное место в жизни и творчестве Поленова. Не имея специального образования, он был талантливым композитором-дилетантом. Им написана опера «Призраки Эллады», церковные произведения – «Литургия» и «Всенощная», романсы на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий», «По небу полуночи Ангел летел», «Ночевала тучка золотая». Сохранился его драматический этюд «Замок Трифельс». В конце жизни художник признавался, что «музыку любил более живописи». И именно здесь – одно из наиболее оригинальных произведений поленовского мебельного творчества – Готический шкаф для нот (1885). Поленов создает своеобразный «архитектурный проект». Шкаф состоит из трех ярусов, скомпонованных так, что уступами возвышаются один над другим. В нижней части верхнего яруса – четыре выдвижных ящика с филенками из разных пород дерева, украшенных выжиганием: номера ящиков и ветка того дерева, древесина которого использована при создании шкафа: дуб, ясень, вяз, орех, береза, клён. Нижний ярус – более широкий, и в нижней части образует выступ – скамью. Эта необычная деталь вызывает ассоциации со средневековым интерьером, в котором лавки были частью стены. Именно этот шкаф – самое яркое воплощение свойственного только Поленову чувства гармонии в разностилевых деталях и пропорциях.

Старинное оружие было не только украшением Кабинета. «Коллекция старинного оружия служила для работы над натурой. Доспехи французского воина XVI века – кираса, средневековая албебарда, меч и три шпаги – легко узнаются в вооружении стражников – католиков на висящем в кабинете варианте картины «Арест гугенотки». Картина посвящена истории религиозных войн средневековой Франции. Она была этапной в творчестве художника – за неё молодой Поленов был удостоен звания академика живописи». Ф.Д. Поленов.

В настоящее время Кабинет рассказывает о раннем периоде в творчестве Поленова. Поэтому на стенах: «Бабочки» (1870–е годы), написанные в Ольшанке; «Собака Робка» (1860) и «Переправа через реку Оять», написанные в Имоченцах; графический эскиз к выпускной академической картине «Воскрешение дочери Иаира» (1871). И знаменитая «Белая лошадка», «Старые ворота в Вёле», и «Мельница у истоков речки Вёль», созданные во Франции во время академической командировки.

Местоположение Кабинета в поленовском доме четко определяет ту степень индивидуальной свободы, которая была необходима хозяину. В кабинете поражает обилие дверей: на Западную террасу, в столярную мастерскую, в Библиотеку.

«Дверь из Кабинета в Библиотеку оказывается тоже шкафом, и приходит чувство тайны (таинственности), как в средневековом замке с потайными ходáми и дверцами», – это детское впечатление Натальи Васильевны Поленовой – младшей дочери художника.

Для просмотра Кабинета в виртуальном туре нажмите здесь