Большой дом

«И если новый посетитель пришел сюда с чистым сердцем, с добрыми намерениями и с глазами, широко открытыми Прекрасному, старый дом сможет доверить ему многие из своих еще не раскрытых и не высказанных тайн, сможет повести его путями Красоты, осветившей своим немеркнущим светом жизненный путь многих людей в разных поколениях. И сделает это с мудростью, соответствующей его возрасту…». Ф. Д. Поленов.

Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн, который ярче всего проявился в архитектуре и декоративно–прикладных искусствах, непосредственно связанных с искусством интерьера. Эстетические идеи У. Морриса породили веру в то, что прекрасный дом с продуманным интерьером, заполненный подлинно художественными вещами, рано или поздно позволит стать человеку внутренне чище, лучше и свободнее. Поленов верил в особое предназначение красоты, воплощенной в зрительный образ, слово, музыку.


В Большом доме деление на комнаты парадные и жилые Поленов сохраняет, но в значительно смягченном виде по сравнению с традиционной русской усадьбой. Всё пространство первого этажа одновременно и жилое, и трактуется как художественное, музейное. Декор каждого помещения – роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Композиция и поэтика Большого дома в идеале отражают поленовское представление об устройстве мира, его гармонии, воплощенное в архитектуре и интерьерах. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника.

Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с черного цвета рамами, создающие впечатление обрамленного пейзажа за окном. Огромные окна зрительно уничтожают плоскость стены и делают очень хрупкой грань между миром природы и миром дома. Взаимосвязь и неделимость двух миров Поленов заставляет чувствовать постоянно. Это изначально входило в замысел архитектора – пейзажиста и обрело глубокий философский и этический смысл.

Дом был оснащен всеми удобствами: проведена вода, на первом и втором этажах были ванны. Отапливался дом, кроме обычных дровяных печей, так называемыми «амосовскими печами»: теплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины. Поленов проявил себя как замечательный мастер интерьера, тонко чувствующий его художественные и утилитарные особенности.

На первом этаже: Столовая, Библиотека, Кабинет, «Игральная» для детей (впоследствии – Портретная). Облик комнат определяется не только пространством интерьера, но и расположением окон. Окно Библиотеки расположено на одной оси с дверью, окна и двери Столовой и Кабинета находятся на одной линии. Все эти осевые линии сходятся в одной точке – у подножия лестницы, ведущей на второй этаж, усиливая впечатление стремления вверх. С помощью этого приема архитектор отмечает связанность, преемственность всех комнат в доме.

Первый этаж всегда, что бы ни происходило вокруг, был музеем. Сравнительно недавно, после 1945 года, на втором этаже дома решением детей две комнаты были отданы работам Василия Дмитриевича. Получили они названия, которые говорят сами за себя: Мастерская и Пейзажная.

Для просмотра Большого дома в виртуальном туре нажмите здесь