Мастерская

Одностворчатая дубовая дверь направо на площадке второго этажа ведет в мастерскую Поленова. В этой – первой – мастерской Поленов работал до 1904 года, пока не закончил строительство Аббатства. Со временем Поленов и жить перебрался в Аббатство. Большой дом хоть и был большим, но народу всегда было много. А по утверждению Василия Дмитриевича, «художник дома должен только есть и спать, а работать должен в одиночестве». Мастерская в Большом доме была отдана детям и получила название «Рабочей».

Над дверью в мастерскую – фотографии с картины Александра Иванова (1806–1857) «Явление Христа народу» (1857) и копии учеников Поленова с библейских эскизов Иванова: «Явление Христа Марии Магдалине» А. Я. Головина, «Христос и самарянка» и «Христос перед Пилатом» Е. М. Татевосяна – копии сделаны в 1893–1894 гг. Поленов преклонялся перед живописью Александра Иванова, называл его гением. Находясь в Италии, в местечке Альбано, он хотел написать знакомый по этюдам Иванова морской пейзаж, но «не дерзнул» писать то, что уже было написано «великим Ивановым».

Мастерская – самая большая и светлая комната, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Благодаря белым стенам и массе света здесь всегда так празднично, светло и легко. Это настроение создают и восточные пейзажи Поленова, и первый – графический – вариант картины «Христос и грешница» (1885), и подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница» (1887, Русский музей).

С начала 1880–х годов художник, не оставляя своих занятий пейзажной живописью, преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, деятельности в частной опере С. И. Мамонтова, работал над циклом картин «Из жизни Христа». Еще в шестидесятые годы, под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», задумано было создание большого полотна «Христос и грешница» на тему VIII главы Евангелия от Иоанна. На протяжении почти двадцати лет Поленов собирал материал. «Изображая предметы по возможности ближе к действительности, какая бы она ни была, для меня несравненно выше вымысла… Внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь», – написал Поленов, работая над евангельскими сюжетами. Чтобы добиться желаемого, он несколько раз путешествовал на Восток: в Египет, Сирию и Палестину.

Вариант картины «Христос и грешница», который находится в музее, создан в течение 1885 года в Москве. Размер его 585,5x307,7 см. Холст был привезен из Рима (в России в те годы не вырабатывали таких больших полотен). Поленов думал писать на этом холсте картину, но увлекся рисунком и сделал самостоятельную законченную композицию углем. Для картины, находящейся в Русском музее (С.-Петербург), он выписал другой холст, сделал легкий подсобный рисунок, и на чистом холсте появились те чистые краски, которые приводили в восторг молодое поколение художников.

Для просмотра Мастерской в виртуальном туре нажмите здесь

Меню