История семьи Поленовых

Василий Дмитриевич Поленов принадлежал к прогрессивной русской интеллигенции своего времени. Вся его жизнь была отдана искусству и просветительству. Верный демократическим традициям, Поленов стремился сделать искусство, которому бескорыстно служил, доступным, понятным и полезным широким народным массам. Просветительство было давней традицией семьи Поленовых.

Прадед художника по материнской линии — Николай Александрович Львов — был человеком блестяще образованным, отличался разносторонностью интересов. Талантливый архитектор, писатель, музыкант, собиратель фольклора, академик Львов был активным членом державинского кружка, наставником творческой молодежи. «Он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным вкусом. Люди, словесностью и художествами занимающиеся, прибегали к нему на совещание и часто приговор его превращали себе в закон», — писал Гавриил Романович Державин о своем друге.

Дочь Н. А. Львова — Вера Николаевна — бабушка художника, чутко относившаяся к интересам и запросам детей, великолепно знавшая народную поэзию, своими рассказами, увлекательными сказками оказала большое влияние на детские увлечения внуков — Василия Дмитриевича и его младшей сестры Елены Дмитриевны, впоследствии талантливой художницы-акварелистки.

Прадед художника по отцовской линии Алексей Яковлевич Поленов в истории передовой общественной мысли XVIII века известен как «первый русский эмансипатор». Юрист, получивший образование в университетах Страсбурга и Геттингена, он почти за сто лет до отмены крепостного права написал диссертацию «Об уничтожении крепостного состояния крестьян в России», в которой также призывал и к внедрению в России всеобщей грамотности.

Сын А. Я. Поленова — Василий Алексеевич Поленов — писатель, воспитанник академической гимназии, устроитель государственного архива, управляющий главными архивами министерства иностранных дел, имел звание академика. Ему посчастливилось общаться с А. С. Пушкиным во время работы поэта над «Историей Пугачевского бунта». Сохранились лестные и теплые отзывы Пушкина о В. А. Поленове.

Отец художника — известный археолог и библиограф Дмитрий Васильевич Поленов — в молодости работал секретарем русского посольства в Греции, в Афинах. Живо интересуясь эллинской культурой, он сумел привить своему сыну восторженную любовь к искусству и архитектуре Древней Греции, которую тот пронес через всю жизнь.

Мать В. Д. Поленова — Мария Алексеевна — портретистка, детская писательница, создавала в семье ту особенную атмосферу, которая с раннего детства определила круг интересов В. Д. Поленова и его младшей сестры. Впоследствии Василий Дмитриевич часто говорил о том, что страстную любовь к живописи он унаследовал от матери. Просветительские традиции семьи, в которой рос и воспитывался будущий художник, оказали на него глубокое и благотворное влияние.

Ф. Д. Поленов, из книги: «Поленово. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова». Москва, «Советская Россия», 1982.

Поленово. Музей как семейное дело

Инна Шульженко для The ARTSNEWSPAPER Russia рассказывает о нескольких поколениях директоров музея Поленово. “Дом в лесу — сам по себе философия. От американского писателя Генри Торо до русского советского автора Михаила Пришвина, уцелевшего благодаря принятому после ареста в январе 1918 года решению: «Как теперь жить? — Мышкой, мышкой… Задом к городу, лицом к тишине». Психология ушедшего жить в деревню и лес горожанина меняется.