Адмиралтейство

Диорама, Выставочный зал

Перед самым выходом из усадьбы на Оку, слева от Окской аллеи, находится здание восстановленного лодочного сарая – поленовского Адмиралтейства – сарая для зимовки лодок, построенного по типу фахверка в 1895 году. Фахверковые постройки характерны для западноевропейского средневековья. Это – поставленные на цокольный каменный этаж конструкции вертикальных и горизонтальных деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется каменной кладкой на глиняном растворе. Фасад украшен настоящим штурвалом, а вокруг настоящие якоря. Ока властвовала над усадебной жизнью.

«Это был лодочный сарай, как Поленов называл его «Адмиралтейство». Поленов летние месяцы мало занимался живописью, а большую часть времени проводи в лесу – чистил, прорубал, лечил, и на реке, где много работал над дамбой, которой думал задержать песок и восстановить пляж, бывший в начале пребывания в этих местах: дамбу называл «восьмым чудом света». Детей он тоже приучал чуть ли не с пятилетнего возраста плавать самостоятельно на лодках, грести, управляться с парусами. У каждого из детей были собственные лодки плоскодонки до семи лет, а с семи лет – килевые. Была одна большая лодка четырехпарная, на которой ходили на распашных: сам Поленов был капитаном, а дети матросской командой. Капитан был довольна суровый, и команда его побаивалась. Название большой лодки было «Яилатан» – имя Наталия, прочтённое наоборот. Это было имя жены Поленова. Поленовым был сделан детям целый флот: были маленькие пароходы–буксиры, носившие названия пароходов, плававших по Оке. Баржи, на которых перевозили камни для строительства вдоль берега затонов, пристаней, дамб.

В нижнее помещение этого сарая убирались на зиму мелкие небольшие лодки, а на колошники взгромождались «Яилатан» и большая плоскодонка «Подбор». На стенах хранились на больших деревянных кронштейнах весла, багры, паруса нависали и лежали ковши, стояли деревянные чаши со стеклянными кольцами, карабинами, утками, блоками для парусного плавания. Под окном полка с различными отверстиями для столярного и плотничьего инструмента. В длинном красном ящике хранились удочки, купальные принадлежности (спасательные круги, пробковый пояс и пр.). Летом этот ящик сносился к берегу и стоял у раздевалки, в него в ненастную, погоду прятались весла, багры, рули отслужившие службу лодки оставлялись вне здания, не спускались на воду, служа опять же великолепной игровой площадкой для младших детей», – из экскурсии по парку О.В.Поленовой, дочери художника. 1970 год.

«Адмиралтейство пережило Великую Отечественную войну, повидало линию фронта, проходившую здесь, содрогалось от близких взрывов немецких снарядов и мин и долго еще несло в теле своих деревянных перекрытий их осколки. Уже в послевоенные годы оно было разобрано по указанию администрации соседнего дома отдыха. Причина этой акции так и осталась непонятной. По решению научно–художественного совета музея, Адмиралтейство начали восстанавливать, причем проектом восстановления было предусмотрено придание ему характерного для поленовской архитектуры облика (каменная кладка с фахверковыми конструкциями). Старый лодочный сарай был неотделим от всего окского мира – мира лодок, уключин, удочек и верш – от впервые вошедших в сознание таких понятий, как ванты, бушприт, краспицы, шкотовый узел, – заманчивых и зовущих на иные глубины, к иному простору, широко открытому ветрам всех компасных румбов…». Н. Н. Грамолина. «Поленово».

С момента восстановления Адмиралтейство работает как выставочный зал для современных художников, и именно там показывают удивительную работу Поленова – диораму.

Расписание диорамы в «Адмиралтействе» вы можете узнать здесь.

Расписание выставок в «Адмиралтействе» вы можете узнать здесь.

Диорама

Диорама – последняя большая работа Василия Дмитриевича – представляет собой кругосветное путешествие в картинках. Что такое лист поленовской диорамы? Два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге сделан с обеих сторон; работают красками прозрачными – акварелью. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсвета.

В. Д. Поленов закончил работу над диорамой в 1921 году. Первый показ диорамы был в Тарусе, в «Песочном» – на даче Веры Васильевны Вульф. Затем художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребята. Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы, но получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.

Очарование диорамы, созданной в 1920–е годы, до сих пор ничуть не потускнело и продолжает увлекать многочисленных посетителей музея. Диорама сохранена в мемориальном виде. Конечно, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями. Ведь Василий Дмитриевич, составляя описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой».

Из воспоминаний Екатерины Васильевны Поленовой-Сахаровой:

«Отец уединился в мастерской и начал работать над переносным театром-диорамой. Диорама – по–гречески “прозрачная картина” – была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагерром, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновили его сделать для своих детей картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике «Селестине». Эти маленькие картины он решил увеличить и пополнить. Работа была огромная. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!».

Из письма В.Д. Поленова:

«Диорама – значит прозрачная картина, ее изобрел французский художник Дагер. Картины меняются в зависимости от направления освещения – спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. <…> Выходит что-то вроде волшебства. Картины очень разнообразны. Моя диорама состоит из путешествия вокруг света, начиная с реки Оки: идет пароход, мы на нём как бы едем. Сначала днём, а потом вечером. <…> Затем идут картины: Московский Кремль, галерея, Эйдкунен, поезд идет по Германии, германские древние зáмки, Вольфрам и Тангейзер; Бавария, гостиницы, дилижанс. Шиллер и Гёте – пешком. Потом Италия, Венеция, днём – дворец Дожей, ночью – маскарад и гондолы. Рим, Неаполь. Извержение Везувия. Швейцария, горы, Сен-Бернар, Симплон. Франция, Париж, Сена, Собор Парижской Богоматери, фейерверк. Возвращаемся опять в Россию на юг: Украина, Крым (Ялта), Чёрное море, фантастический маяк. Далее наше путешествие: Босфор. Египет в шести картинах. Палестина, Восточная Азия, Индия, слоны; Китай, фонарики, иллюминация. Северная Америка – горы Кордильеры. Южная – девственный лес, Амазонка, ловля дикой лошади…. Возвращаемся в Россию: губернский город, пожар; Петербург, Академия художеств, Аничков мост. Начало зимы у нас. Кончается елкою, ребятишки пляшут… 

 

Последнее время многие хотят устроить у себя такую диораму. Художнику это совсем не трудно. Механика простая: ящик, спереди и сзади стенки вынуты, крышка поднимается и опускается для дневного и ночного освещения».

Диорама – последняя большая работа Василия Дмитриевича – представляет собой кругосветное путешествие в картинках. Что такое лист поленовской диорамы? Два стекла, между которыми лист ватманской бумаги. Рисунок на бумаге сделан с обеих сторон; работают красками прозрачными – акварелью. Есть аппликации, прорези. Показывают диорамные листы с помощью подсвета.

В. Д. Поленов закончил работу над диорамой в 1921 году. Первый показ диорамы был в Тарусе, в «Песочном» – на даче Веры Васильевны Вульф. Затем художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребята. Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы, но получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.

Очарование диорамы, созданной в 1920–е годы, до сих пор ничуть не потускнело и продолжает увлекать многочисленных посетителей музея. Диорама сохранена в мемориальном виде. Конечно, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. Поленовский текст, поясняющий картины, пришлось несколько сократить: ритм музейной жизни, огромное количество посетителей лишают нас возможности неторопливого «кругосветного путешествия» с подробными комментариями. Ведь Василий Дмитриевич, составляя описание картин, «имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой».

Для просмотра Адмиралтейства в виртуальном туре нажмите здесь