Портретная

Поленовский дом особенно ценен тем, что до наших дней в нем удалось сохранить мемориальную обстановку такой, какой она была при жизни художника. Все комнаты дома имеют названия, данные им Поленовым, и очень традиционные для старых усадеб. Первый этаж сохранен в том виде, как создал его Поленов, а экспозиции комнат второго этажа, посвященные его творчеству, устроены его детьми.

«Русский дворянин служил и служит –
и в этом его сила и значение <…>.
Есть различные службы. Было время,
когда дворяне служили земле, умирая
под стенами Казани, в степях Азовских;
но не всегда одной крови требует от нас
наше отечество; есть другие жертвы,
другие труды и другие службы».

И.С. Тургенев.

Портретная – это бывшая «Игральная». В каждой русской усадьбе была такая комната: в память о близких людях, в память о предках. Поленов создает такую комнату в доме после смерти матери и младшей сестры Елены Дмитриевны. Поленовы – костромские жалованные дворяне: «Предки служили в разных походах в начале XVII столетия и за службу были награждены «поместными окладами». Род Поленовых внес значительный вклад в развитие русского искусства и науки, прославив национальную историю и культуру. Все представители этого рода были высоко образованными и интеллигентными люди. «Портретную»: она рассказывает о прошлом поленовского рода, и обо всем том, чем культура России обязана Поленовым и чем вправе гордиться. Основатель этого рода – Алексей Яковлевич Поленов (1738–1816) – первый русский просветитель и законовед, именно он в нашем Отечестве поставил вопрос об отмене крепостного права. Художником Алексей Яковлевич не был, хотя нельзя не отметить его как человека, имеющего тонкий вкус и глубоко чувствующего и понимающего прекрасное. Только такой человек и мог для герба своего рода предложить символичное изображение: излом ствола погибшего дуба, от корня которого начинается новая жизнь – молодые побеги. В красоте и лаконичности этого образа заложена большая мысль – сохранить через традиции связь поколений. Старший сын А. Я. Поленова – Василий Алексеевич (1776–1851) – член Академии наук по отделению русского языка и словесности, член Общества истории и древностей российских. Его главной заслугой перед Отечеством было создание Государственного Архива иностранных дел, которым он и управлял все время своей службы. Его сын – Дмитрий Васильевич (1806–1878) – член-корреспондент Академии наук, историк, археолог, известный библиограф, и был отцом художника. В Портретной есть две коллекции, которые были любовью и гордостью Василия Дмитриевича Поленова: это древнегреческая и древнеегипетская коллекции, привезенные в 1835 году из Греции его отцом. Дмитрию Васильевичу было всего 26 лет, когда он был назначен секретарем Русской миссии в Афинах и прожил в Греции 4 года. Большое впечатление на Дмитрия Васильевича произвело знакомство с К. П. Брюлловым, и он не без сожаления вспоминал об этом времени, собирался сделать описание своего путешествия и Греции, но труд этот не был завершен. Сам В. Д. Поленов бывал и в Египте, и в Греции и дополнил коллекции отца своими личными находками.

Все Поленовы, в большей или меньшей степени, обладали художественными дарованиями: и юристы, и медики, и моряки, и биологи – почти все рисовали и музицировали. Начало этой традиции было положено прадедом В. Д. Поленова – известным русским архитектором, инженером, художником, музыкантом, поэтом, переводчиком античной поэзии, академиком Николаем Александровичем Львовым (1751–1822). Он состоял в родстве с известным русским поэтом и государственным деятелем Г. Р. Державиным: они были женаты на сёстрах. Рано осиротевшие дочери Львова воспитывались в семье своей тетушки Д. А. Державиной; в её доме она и познакомилась со своим будущим мужем полковником А. В. Воейковым (1778–1825) – героем Отечественной войны 1812 года, его портрет, написанный английским художником Джорджем Доу, находится в военной галерее Зимнего дворца. Для своего дома Поленов сделал копию с этого портрета, написав деда в штатском. Вера Николаевна – бабушка В. Д. Поленова: «бабàша» – как её называли внуки, была замечательно образованным человеком, знала французскую и русскую литературу, почти наизусть помнила некоторые главы из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина, любила и знала русскую народную поэзию и сказку. Детские годы, проведенные в имении «Ольшанка» Тамбовской губернии, как и личность самой Веры Николаевны, оказали огромное влияние на склад характеров и на творческие устремления и Василия Дмитриевича, и его сестры Елены Дмитриевны. Великолепный портрет Веры Николаевны работы И. Н. Крамского (1876) украшает Портретную, и, по мнению В. Д. Поленова – это один из лучших портретов в творчестве Крамского. Великолепной художницей была и мать Василия Дмитриевича – Мария Алексеевна (1816–1895). На развитие ее таланта большое влияние оказали частные занятия рисунком с академиком К. А. Молдавским, бывшим учеником Брюллова. Основным жанром ее творчества стал графический портрет. Как правило, позировали близкие люди: в экспозиции – портрет Дарьи Алексеевны Державиной; портрет мужа, Дмитрия Васильевича, написанный в год свадьбы; портреты братьев – Леонида Алексеевича (1818–1866) и Алексея Алексеевича (род в 1821). Портреты собственных детей выполнены с огромной любовью и с подчеркнутой психологической заостренностью. Мария Алексеевна унаследовала от деда и литературный дар. Ее перу принадлежит книга, написанная о детях и для детей – «Лето в Царском Селе». Дети получали знания по истории и естественным наукам, знакомились с русским фольклором и творчеством знаменитых художников и музыкантов. Эта книга с иллюстрациями автора выдержала четыре издания, а в последнее издание (1892) вошли иллюстрации и её детей: Е. Д. и В. Д. Поленовых.

В. Д. Поленов говорил, что любовь к живописи он унаследовал от матери. Она же была и его первым учителем живописи и рисунка. Именно Мария Алексеевна, рано заметив художественные дарования своего сына, для серьезных занятий пригласила в дом учителя, в будущем прославленного педагога, Павла Петровича Чистякова. Чуть позже для подрастающей младшей дочери, у которой проявилось не меньше способностей, был приглашен для уроков рисунка Иван Николаевич Крамской. Заслугой родителей было и то, что Василий Дмитриевич окончил два высших учебных заведения – Академию художеств и Петербургский университет: оба – с золотыми медалями. Практикующим юристом Поленов не стал, но университетское образование оказало большое влияние на его творчество, а современники подчеркивали его замечательную образованность. Портреты М. А. и Д. В. Поленовых написаны их сыном, Василием Дмитриевичем.

В Портретной – живописные произведения, созданные в усадьбах, связанных с жизнью многих поколений Поленовых: интерьеры и пейзажи в Имоченцах; церковь в Ольшанке, виды Введенского и Абрамцева. Это ясно говорит о том, что Василий Дмитриевич глубоко осознавал неразрывную связь своей новой усадьбы с русской усадебной культурой.

Нынешняя «Портретная» и похожа, и непохожа на ту давнюю комнату – она живая, её облик меняется со временем. Мемориальности это не нарушает. Портреты Наталии Васильевны (1858–1931, талантливой художницы, родственницы С. И. Мамонтова, двоюродной сестры К. С. Станиславского) и Василия Дмитриевича Поленовых появились в экспозиции уже после смерти хозяев дома; совсем недавно добавились фотографии пятерых детей Поленовых. Жива традиция русской усадьбы: память об ушедших не исчезает бесследно…

Для просмотра Портретной в виртуальном туре нажмите здесь

Меню