До постройки Аббатства на его месте стояла высокая мачта, на которой в дни семейных праздников и торжеств поднимались флаги и вымпелы поленовской речной флотилии.
«Аббатство» – слово, пришедшее в русский язык из французского: католические аббатства – средневековые монастыри. Поленов был архитектором всех зданий в своей усадьбе, и правильнее всего называть архитектуру усадебных построек «поленовской», так как Василий Дмитриевич талантливо соединил архитектурные стили разных эпох, в результате получились очень оригинальные постройки.
Это здание и не обладает внешними приметами стиля модерн, его сближает с ним изысканность силуэта и контрастность объемов, соединенных в единое целое. Отдаленные ассоциации с излюбленным Поленовым романским и готическим зодчеством придают особую романтичность этому маленькому «зáмку».
Построено Аббатство было в 1904 году; по этому поводу Василий Дмитриевич писал Ивану Владимировичу Цветаеву 27 октября 1904 года из усадьбы «Борок»:
«<…> Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».
Поленов тщательно продумал планировку Аббатства и назначение всех помещений. В самой мастерской огромное окно, выходящее на север, даёт рассеянный свет, что необходимо живописцу. Здесь можно было, расстелив во всю ширину комнаты холст, работать над театральными декорациями, а для того, чтобы посмотреть издали на большое полотно, достаточно было подняться наверх, в мансарду, и посмотреть вниз через специально вырезанный в потолке люк. Помещение мастерской легко превращалось в зрительный зал со специально предусмотренной сценой, украшенной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).
При жизни Поленова Аббатство было его любимым местом работы и отдыха. В Аббатстве Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Будучи очень непритязательным в быту человеком, он ограничивался малым: вся обстановка комнаты состояла из простой деревянной кровати, табуретки с умывальными принадлежностями и столярного верстака.
Из помещения мастерской узкая дверь ведет в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.
Интерьер мастерской интересен сочетанием кирпичных стен с деревянными конструкциями потолка, деревянными стойками-колоннами и бревенчатыми стенами второго этажа. Мастерская отделяется от кабинета художника деревянной перегородкой. Через сцену можно попасть на застекленную террасу, где стоял специальный стол с ящиками для окских камешков, рассортированных по цветам, служивших В. Д. Поленову и Е. М. Татевосяну для мозаичных работ, которыми они занимались в Аббатстве. Мозаика «Лилия» работы Поленова – бесспорное украшение Аббатства. Она очень хороша: не случайно, в своё время эта работа была и на выставке «Мира искусства».
Чердачное помещение Аббатства всегда служило складом театрального реквизита, декораций и костюмов. Здесь хранились костюмы, сшитые Н. В. Поленовой–старшей, Еленой Дмитриевной Поленовой, младшей сестрой художника, одежда сербских воинов, привезенная Поленовым в 1877 году: он был добровольцем в сербско–турецкой компании 1876–1877 годов.
Здание Аббатства сильно пострадало во время пожара в 1958 году, (пожар случился по вине одного из рабочих, который курил во время ремонта крыши), долгие годы использовалось для показа Диорамы. Во время этого пожара была утрачена и костюмерная. Новая жизнь началась после реставрации, проведенной в 1977–1980 годах. Во время реставрации был со скрупулезной точностью восстановлен облик художественной мастерской В. Д. Поленова по фотографии 1911 года. Приходилось рассматривать в лупу детали фотографий, чтобы правильно разместить на рабочем столе кисти, краски и вещи, сопутствовавшие работе художника.
В 1909–1911 гг. Поленов работал над завершением цикла картин «Из жизни Христа». Одна из них – «Пределы Тирские» (1911): в Евангелии от Матфея рассказывается о женщине, у которой давно и тяжело болела дочь; Христос с учениками только вошел в город Тир, и женщина просила Его об исцелении дочери; на картине изображен главный момент, когда Христос говорит: «Встань, женщина, по вере твоей воздастся тебе!».
Кабинет художника – комната с камином, который сложен из тесаного камня, того же «тарусского мрамора». На камине высечен герб семьи – символ поленовского рода и музея, такой же, как и на камине в Библиотеке Большого дома. В Кабинете – фотоэкспозиция, рассказывающая о страховском народном театре, которым руководили дочери Поленова и о кукольном театре Н. В. Поленовой–младшей. Ваилий Дмитриевич, создавая мастерскую, задумывал ее и как художественную и декорационную, и костюмерную, и как склад театрального реквизита, и как театрально–прокатный пункт, и главное – как зрительный зал со сценой, где могли бы проходить спектакли. Этот замысел осуществился. Елена Анатольевна Поленова, внучка художника, говорит о том, что для неё Аббатство всегда было связано именно с театром. Долгие годы, каждое лето в Аббатстве проходили примьеры спектакля театра «Курица и Петух» под её руководством.
Для просмотра Аббатства в виртуальном туре нажмите здесь