Столовая

«Давнее стремление Поленова к возрождению и развитию народных художественных промыслов не было случайным. Оно тесно связывалось с общественной и художественной жизнью России того времени. Осознание художественной ценности народного творчества, повышенный интерес к нему неизбежно вели к собирательству предметов, связанных с национальной традицией. Еще в начале восьмидесятых годов прошлого века на прогулке в окрестностях Абрамцева Репин и Поленов заинтересовались резной доской со стилизованным орнаментом на карнизе крестьянской избы в деревне Репихово. Они купили эту доску у владельца избы (к удивлению и радости последнего) за три рубля и разделили ее пополам. С этой скромной находки и началось собирание коллекций в мамонтовском кружке, а позже – и в поленовском музее. В среде художников зарождалось стремление поддержать делом, укрепить народные художественные промыслы. Елена Дмитриевна Поленова, сестра Василия Дмитриевича. В одном из писем сказала об этом так: «Цель наша – подхватить еще живущее народное творчество и дать народу возможность развить его». Ф. Д. Поленов.

Массивная дубовая дверь с очень красивым замком (по эскизу В. Д. Поленова сделана эта дверь столяром А. А. Минаевым) ведёт в Столовую.

В частном доме «русский стиль» старались использовать для столовых, готический – для кабинетов и библиотек. Поленов верен этой традиции. Столовая в его доме – музей декоративно-прикладного и русского народного искусства. Интерьер Столовой – эклектичен, но при всей оригинальности сочетаний предметов обстановки, создает впечатление удивительной гармонии. В Столовой царит мир народного искусства и абрамцевского художественного кружка. Для Василия Дмитриевича детство, проведенное в Имоченцах и Ольшанке, связано было не только с привольем и деревенским простором, но и с особым миром крестьянина, где любая утилитарная вещь – будь то короб, прялка, одежда, посуда – всё становилось произведением искусства. Осознание художественной ценности народного творчества неизбежно вело к собирательству предметов, связанных с национальной культурой. Идею сбора образцов русского народного искусства (как и во многих других случаях, например, первые домашние спектакли в Абрамцеве и создание хорового кружка) подал В. Д. Поленов. Интерьер этой небольшой и уютной комнаты переносит посетителя в эпоху московских Вербных базаров и Грибных рынков, на которых эти вещи и приобретались. Крестьянская утварь, глиняные и деревянные игрушки – изделия мастеров Московской, Архангельской, Нижегородской, Тульской, Калужской губерний. Давнее стремление Поленовых к возрождению и развитию народных промыслов не было случайным. Елена Дмитриевна Поленова писала: «Цель наша – поддержать еще живущее народное творчество и дать народу возможность развить его». В среде русской интеллигенции просветительские традиции всегда были очень сильны. Но на рубеже веков пришло понимание обратной связи: не только «приобщать к искусству» народ, но и учиться у него, чтобы не потерять связи с национальной культурой, так как именно народ и оставался хранителем исконно русских традиций. Творчество Елены Дмитриевны проникнуто любовью и тонким пониманием природы, унаследованным от родителей; она – удивительно чуткая и тонкая художница – акварелистка. Много времени Елена Дмитриевна Поленова посвятила работе в прикладном искусстве: в 1885 году стала художественным руководителем столярной мастерской в Абрамцеве.

Желание вернуть профессиональному искусству традиции народной культуры, мечты о соединении ремесла с высоким творчеством были свойственны Е. Д. Поленовой. Она создала более ста эскизов мебели и предметов прикладного искусства, пытаясь в своих работах не просто подойти как можно ближе к типу народного творчества, но воплотить собственное представление о красоте народного искусства. В одном из писем к В. В. Стасову художница признавалась: «<…> очень трудно разграничить, где кончается народное и начинается мое собственное». Е. Д. Поленовой удалось главное: не просто органично использовать традиции при создании новых современных вещей, но и воплотить собственный, глубоко оригинальный взгляд на народное искусство.

Созданные по её эскизам в этих мастерских предметы находятся в Столовой: скамья – поэтическое переосмысление народных традиций в мебельном искусстве «русского стиля», из мебели – резной стул и табурет. Фаянсовые тарелочки «Времена года»…. «Особенно трогательны тарелочки «Двенадцать месяцев года», мастерски исполненные Еленой Дмитриевной Поленовой. Каждому месяцу года соответствует тарелочка с очень характерным пейзажем: отдающие в синеву на закате солнца январские снежные сугробы; апрельское половодье; цветущая сирень в мае; сенокос в июне; поспевающие яблоки на ветвях яблонь в августе; осенние дороги сентября, усыпанные палым листом…. Эти работы – одна из вершин творчества талантливой художницы. Ею же выполнена висящая в углу икона Покрова Богородицы, связанная с памятным событием – открытием школы в селе Страхове: этой иконой школа освящалась». Ф. Д. Поленов.

И все её работы отличаются особым индивидуальным почерком и высокими художественными достоинствами.

В собрании Поленова сохранились некоторые блюда и тарелки, расписанные на керамических вечерах в его доме под руководством Е. Д. Поленовой, показывавшей товарищам приемы работы.

Автор блюда «Бабочки» – Поленов, «Оранжерея» принадлежит кисти К. А. Коровина. Тарелка «Куры» расписана И. С. Остроуховым, изразец «Дикие козы» – Е. Д. Поленовой, «Камыши» – С. И. Мамонтовым, «Осень» – изразец работы И. И. Левитана. «Косули» – изразец фабрики Дэка, привезён Е. Д. Поленовой из Парижа в подарок старшему брату.

Для просмотра Столовой в виртуальном туре нажмите здесь