Библиотека

«Характерная, знакомая в малейших деталях большая комната. Библиотека поленовского музея. Кстати, она всегда называлась библиóтекой, ударение делалось только на «о». Такое произношение, характерное для старой петербургской интеллигенции, безусловно, восходит к XVIII веку. <…> Не надо удивляться такому архаичному ударению поленовских экскурсоводов: в нем – достоверность и подлинность жилого, обитаемого дома, и память о его строителе и созидателе. 

Большой, ярко пылающий камин с высеченным из камня семейным гербом над полукружием топочного свода. Отражение каминного пламени яркими бликами ложится на зеркально-гладкий паркет пола библиóтеки. <…> Огонь камина, освещавший библиóтеку, и отраженный паркетным полом в XIX веке, ничем не отличается от пламени теперешнего, когда оно пылает в камине, уже входя в двадцать первое столетие. И в библиóтеке ничего не изменилось. И камин все тот же. Кстати, за сто лет он ни разу не реставрировался и не ремонтировался. И работает все так же. Отличная тяга каминной трубы не подвела ни разу. Отблесками пламени освещается геральдика гербов каминной росписи, зодиакальные знаки на ней. Роспись начинала Мария Васильевна Якунчикова, а заканчивала Екатерина Васильевна Поленова – старшая дочь художника. Роспись за минувшие сто лет тоже ни разу не реставрировалась; на ней – патина времени, придающая ей особую значительность». Ф. Д. Поленов. Пламя старого камина.

Ведёт в Библиотеку двустворчатая дубовая дверь с вырезанной датой постройки дома – «1892». Одна из боковых дверей Библиотеки открывается на Западную террасу со спуском к эспланаде и видом на долину Оки. С другой стороны – витражная дверь ведёт в боковую комнату, – «Игральную», («Портретную»), которая выходит на Южную террасу. Огромное итальянское окно темной рамой обрамляет пейзаж: тарусская просека в парке и заливные луга. Верхние стекла окна заменены цветными витражами, созданными по эскизам В. Д. Поленова. Очень хорош готический камин с мозаичными фризами, сделанными из окских камней Василием Дмитриевичем и его сестрой Еленой Дмитриевной. Роспись на камине начата была Поленовым и художницей М. В. Якунчиковой, а закончена его детьми. Библиотека была особенно тщательно отделана по рисункам художника: пол из дубового паркета, потолок, и стены до половины обшиты мореным деревом. Только в этой комнате для пола использован редкий сорт паркета – «солнечный луч», с вкраплениями, создающими впечатление зыбкого света. Здесь располагались библиотека и картинная галерея. В шкафах красного дерева сотни книг – по истории и археологии, по русскому и западному искусству. Тиснёные золотом переплеты словарей Брокгауза и Эфрона и братьев Гранат; собрания греческих и латинских авторов: например, восемь томов «Илиады» Гомера на французском языке, многотомные сочинения Вальтера Скотта, Расина, Мольера, – таков приблизительный состав этой любовно собранной за долгие годы библиотеки. В небольшом собрании западноевропейского искусства самым дорогим для Поленова был эскиз Паоло Веронезе на библейский сюжет «Борьба Иакова с Богом», привезенный из Италии русским поэтом В. А. Жуковским и подарен им поэту И. И. Козлову, у родственников которого Поленов и купил эту работу. Веронезе был одним из любимых художников Василия Дмитриевича. Здесь же работа Франка Франкена «Воздвижение Креста Господня» (XVII век), которой прадед Поленова положил начало семейной коллекции живописи.

Поленовское собрание русской живописи составлено было благодаря установившемуся в кругу художников обычаю: обмениваться этюдами и эскизами к задуманным картинам. Их авторы – художники, составившие славу русского искусства, а для Поленова это были люди близкие – друзья: И. Шишкин, В. и К. Маковские, Н. Ярошенко, И. Прянишников, А. Боголюбов, и ученики: К. Коровин, И. Левитан, С. Иванов, С. Малютин, И. Остроухов, Е. Татевосян, М. Якунчикова… За десять лет преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества В. Д. Поленов сплотил вокруг себя и своего дома яркую, одаренную молодежь: в доме Поленовых в Москве устраивались рисовальные вечера и акварельные утра. Трогательная забота Поленова об учениках, его постоянное внимание к их нуждам и действенная помощь (включая материальную) снискали ему большое уважение и признательность.